Каким будет гиперзвуковой самолет Lockheed Martin SR-72?

Каким будет гиперзвуковой самолет Lockheed Martin SR-72?

Возможный облик SR-72

В 2013 г. руководство компании Lockheed Martin впервые сообщило о разработке перспективного самолета SR-72, способного развивать гиперзвуковую скорость. Такие новости ожидаемо привлекли внимание специалистов и любителей авиации. В дальнейшем неоднократно сообщались новые подробности работ, но готовый самолет пока отсутствует, а его строительство и испытания вновь перенесены на более поздний срок.

От слухов к новостям

Слухи о возможной разработке нового самолета с характеристиками не ниже, чем у стратегического разведчика SR-71 циркулировали на протяжении нескольких последних десятилетий. Так, в середине двухтысячных в прессе появились сообщения о новом самолете от «Локхид-Мартин», который сможет летать в 5-6 раз быстрее скорости звука. Впрочем, все эти слухи не получали подтверждения.

Первая официальная информация о проекте с рабочим названием SR-72 была опубликована в ноябре 2013 г. журналом Aviation Week & Space Technology. Сообщалось, что на протяжении нескольких последних лет Lockheed Martin и смежные организации занимались разнообразными исследованиями и создавали научно-технический задел для последующего проектирования нового самолета. Тогда утверждалось, что опытный летательный аппарат-демонстратор технологий может быть создан уже в 2018 г. К сообщениям приложили несколько изображений самолета в представлении художника.

Вскоре новую информацию прокомментировало командование ВВС США. Пентагон в целом заинтересован в освоении гиперзвуковой авиации. Образцы этого класса должны обеспечить преимущества перед вероятным противником в отдаленном будущем. Однако проект SR-72 с военно-воздушными силами не обсуждался. Кроме того, проект представили в период постепенного сокращения военных расходов, что могло негативно повлиять на его будущее.

В конце 2014 г. стало известно о новом соглашении между Lockheed Martin и NASA на проведение научно-исследовательских работ по теме гиперзвуковых двигательных установок. По всей видимости, эти исследования завершились успехом. В начале 2016 г. в «Локхид-Мартин» рассказали о скором технологическом прорыве, который позволит развивать скорости до 6М.

Каким будет гиперзвуковой самолет Lockheed Martin SR-72?

SR-72 и оригинальный вариант двигателя
В середине 2017 г. сроки выполнения работ скорректировали. Тогда стало известно о переносе основных проектных работ на начало двадцатых годов. К этому времени планировалось создать необходимый технологический и научный задел.

Несколько интересных новостей поступили в начале 2018-го. Так, стало известно, что строительство демонстратора или опытного SR-72 еще не запускали. Кроме того, объявили об освоении ряда новых технологий, которые обеспечат создание такого самолета. Отмечалось, что без них не удастся разработать машину с требуемым уровнем характеристик.

Последние новости о SR-72 поступили через несколько месяцев после этого. Тогда в Lockheed Martin рассказали, что опытный самолет будет построен и полетит к 2025 г. Также раскрыли планируемую роль машины. Ее предлагается сделать носителем гиперзвукового ракетного вооружения.

Технологический задел

Официальные изображения самолета SR-72, которые, однако, могут не отражать реальный проектный облик, показывают машину интегральной схемы с несущей нижней поверхностью фюзеляжа и крыла, треугольным крылом с длинными наплывами и двумя двигателями в гондолах. Такие материалы не позволяют определить массу важных особенностей проекта. В частности, до сих пор не ясно, имеет ли SR-72 кабину пилота. Возможно, разрабатывается тяжелый гиперзвуковой БПЛА.

По данным «Локхид-Мартин», новый самолет сможет развивать скорость не менее 5-6М. Это предъявляет особые требования к конструкции и материалам планера. По разным оценкам, такой планер должен иметь смешанную конструкцию из жаростойких сплавов и композитов. Также могут понадобиться дополнительные средства охлаждения, например за счет циркуляции топлива, как на серийном SR-71.

Каким будет гиперзвуковой самолет Lockheed Martin SR-72?

Разведчик SR-71 — текущий обладатель рекорда скорости в ВВС США
Совместно с компанией Aerojet Rocketdyne разрабатывался новый двигатель комбинированной схемы с турбореактивным и прямоточным контурами. Для создания такой силовой установки понадобилось осваивать новые технологии. Так, в 2018 г. рассказали о создании деталей двигателя методом 3D-печати. Это позволило интегрировать в них систему охлаждения, обеспечив необходимые характеристики и предотвратив разрушение конструкции на основных режимах работы.

ВВС США и Lockheed Martin более не видят смысла в создании самолета-разведчика с высочайшими летными характеристиками. Поэтому перспективный SR-72, в отличие от своего предшественника SR-71, должен будет нести иное оснащение и/или вооружение. Так, предлагается сделать его платформой для гиперзвуковых ракет, вероятно, ударного назначения.

Задачи для самолета

Вскоре после «премьеры» проекта SR-72 представители ВВС США говорили об интересе к гиперзвуковой тематике. Самолет с высочайшими летно-техническими характеристиками может быть полезен для дальнейшего развития боевой авиации. В то же время, пока не вполне ясно, какую нишу сможет занять новая разработка «Локхид-Мартин».

Очевидно, что ВВС не будут заказывать гиперзвуковой разведчик. Задачи фоторазведки давно переданы спутникам и БПЛА. Выполнение радиотехнической разведки попросту невозможно из-за специфики гиперзвукового полета.

Более логичным и интересным выглядит предложение о гиперзвуковом ракетоносце с гиперзвуковым вооружением. Такой ударный комплекс сможет решать особо сложные задачи и серьезно повысит потенциал дальней авиации. В первую очередь, он существенно сократит время, потребное для нанесения удара по назначенной цели. Кроме того, повышается вероятность успешного прорыва через ПВО и ПРО противника.

Каким будет гиперзвуковой самолет Lockheed Martin SR-72?

Впрочем, несмотря на интерес к гиперзвуковой тематике, ВВС пока не спешат заказывать дальнейшую разработку SR-72 в качестве ракетоносца. Более того, в актуальных планах развития тактической и стратегической авиации попросту нет места для подобной техники. Фронтовая авиация в обозримом будущем будет развиваться за счет строительства и модернизации самолетов актуальных типов. Будущее дальней авиации связано с проектом B-21 – это будет малозаметный дозвуковой самолет.

На реальных перспективах SR-72 также может сказаться сложность проекта. Очевидно, что подобный самолет, даже с учетом экономии на серийном производстве, будет рекордно дорогим. Соответственно, даже богатые ВВС США не смогут создать крупный парк такой техники. Невозможность строительства оптимального количества техники и достижения желаемых показателей может даже привести к отказу от проекта.

Перспективы проекта

Насколько известно, к настоящему времени компания Lockheed Martin и смежные организации провели комплекс научно-исследовательских работ и наработали опыт и технологии для полноценной разработки будущего SR-72. Сообщения прошлых лет позволяют предполагать, что его проектирование уже началось, и первый полет опытной машины действительно состоится к середине десятилетия.

Реальные перспективы такого проекта пока остаются под вопросом. Потенциальный заказчик говорит лишь об интересе, но, насколько известно, не спешит заключать контракты и заказывать полноценную боевую машину. Кроме того, самолет с характеристиками и возможностями SR-72 не соответствует актуальным планам Пентагона. Возможно, ВВС пока не желают рисковать и связываться с чрезмерно смелым проектом.

Однако в ближайшие годы ситуация может измениться. К 2025 г. компания-разработчик планирует начать летные испытания, по результатам которых потенциальный заказчик сделает выводы. Если «Локхид-Мартин» и смежники действительно смогли решить все инженерные и технологические задачи, проект получит поддержку и сможет продвинуться дальше тестовых полетов.

По какому сценарию будут развиваться события в ближайшие годы – неизвестно. Компания-разработчик уже давно не радует общественность новыми сообщениями о SR-72, а потенциальный заказчик не спешит раскрывать свои планы и намерения. По всей видимости, сообщения о ходе работ станут постоянными и регулярными только к моменту запуска испытаний – если к тому времени проект не закроют.

Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии:Lockheed Martin, US Air Force
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика