Недавно Restaurant Brands International (RBI), материнская компания Burger King, объявила о грандиозных планах на следующее десятилетие: увеличить свою сеть ресторанов на 55%. То есть, через 8-10 лет в мире должен работать 40 тыс. ее заведений. Или же плюс 1,4 тыс. новых точек ежегодно, что теоретически позволит RBI стать одной из крупнейших ресторанных компаний мира.
Кроме Burger King, корпорации принадлежат сети Tim Hortons и Popeyes. И пока неизвестно, какую из них ожидает мощное расширение. С другой стороны, компания https://burgerkinger.ru/ начиналась именно с Burger King, который остается старейшим, хотя и не самым дорогим брендом из портфеля. В прошлогоднем рейтинге BrandZ его стоимость достигла $6,56 млрд, тогда как Tim Hortons оценили в $6,9 млрд.
Впрочем, отрыв от основного и матерого конкурента, mcdonald’s, что в этом году стоит уже чуть более $130 млрд и входит в тройку самых дорогих глобальных брендов, все еще очень велик.
Несколько лет подряд Burger King вместе с Pizza Hut, Subway и Starbucks, входит в списки самых ожидаемых в Украине международных компаний. И, конечно, объявление планов о расширении вовсе не означает, что сеть осмелится выйти на украинский рынок. Хотя слухи о том, что компания занимается покупкой прав для нашей страны, ходят уже некоторое время. Так, в апреле в интервью Ассоциации ритейлеров Украины об этом сообщил совладелец ресторанов SHO, The Burger, The Bar, The Cake и The Burger Mexico Валерий Созановский.
Как отметили в компании UTG, перспективы выйти на рынок в компании реальные, “так как наша компания еще в 2009 году вела переговоры относительно появления данного бренда на рынке Украины, и тогда готовность открытия ресторанов подтверждали российские партнеры, и даже были согласованы первые локации для открытия их ресторанов”.
Начало конкуренции с mcdonald’s и пластиковая посуда
Ранняя история одной из самых известных в мире сетей фаст-фуда довольно известная, хотя и не перенасыщена деталями.
В 1954 году Дэвид Эджертон вместе с Джеймсом МакЛамором основали во Флориде свой первый ресторан быстрого питания Burger King, рассчитывая на то, что он станет семейным заведением для ценителей бургеров, а заодно и основали одноименную корпорацию. Кстати, именно им приписывают старт моды на использование пластиковой посуды, который в 21-м веке принес немало головной боли экологам.
На то время бургерний бизнес братьев Дика и Мака Макдональдів работал в Калифорнии уже полтора десятилетия и даже весьма успешно развивался. Но настоящим началом взлета mcdonald’s считается 1954 год, когда Рэй Кок, которого журнал Time называет одним из 100 самых важных людей века, приобрел в Макдональдів право быть эксклюзивным агентом по франчайзингу. Уже в следующем году он зарегистрировал компанию mcdonald’s System, Inc, что позже будет называться mcdonald’s Corporation, и открыл в Иллинойсе свой первый фастфуд под брендом с узнаваемыми желтыми арками.
Собственно тогда и началась конкуренция между двумя очень похожими компаниями, которые работали на одном рынке. Хотя это не единственное подобное противостоянии в истории. Вспомнить хотя бы маркетинговые войны Pepsi и Coca-Cola, или же Apple и Samsung. Однако в “паре” Burger King и mcdonald’s важную роль имела и ценовая конкуренция. В частности, цены в ресторанах родом из Флориды, хотя и удерживались на одном уровне по всей стране, но все же были выше предложения выходцев из Иллинойса.
В 1957 году Burger King впервые добавил в меню большой калорийный бургер с мясом, сыром, овощами и соусами. Новинка получила название воппер (whopper) и впоследствии стала неотъемлемой частью бренда, которая сегодня неплохо используется для пропаганды ценностей компании.
За два года владельцы сети задумались о выходе за пределы родного штата и решились пойти во франчайзинг. Международная экспансия Burger King началась в 1963 году с открытием первого ресторана в Пуэрто-Рико, тогда как конкуренты тянули с этим еще четыре года. Mcdonald’s за пределами США, в Канаде и том же Пуэрто-Рико появились только в 1967-ом.
Ряд M&A и Баффетт
Того же года, когда mcdonald’s начали завоевывать приверженность канадцев, у “королей бургеров” состоялась первая из многочисленных сделок M&A. Поговаривают, что впервые компания пошла на продажу в том числе и из-за того, что недостаточно тщательно следила за франчайзи и не слишком озаботилась тем, чтобы они придерживались всех стандартов бренда. Так или иначе, в 1967 году одна из крупнейших на то время американских мукомольных компаний Pillsbury приобрела 274 заведения Burger King за $18 млн.