Как мотивировать ребенка на учебу

Получается, что такой простой вопрос: «Как помочь ребенку хорошо учиться?» — На самом деле связано с темами о счастье и волю, поиск своего дела, свободу и границы. И как раз тема свободы и границ дает еще несколько важных и конкретных ключей к успеху.

И в детском, и во взрослой жизни есть два берега: Хочу и Надо. Если высадиться на один из этих берегов и помахать ручкой другому, то можно смело прощаться со спокойствием и надеждами на счастье. Единственный выход — соединять их мостом. С одной стороны, ребенку необходимо привить ответственность и дисциплину, чтобы она освоила важные для жизни навыки, учился взаимодействовать с людьми, получила аттестат и профессию, в конце концов. И была живой-здоровой. С другой стороны, на ребенка нельзя слишком давить, чтобы она не закрылась, не впала в отчаяние от избытка обязанностей, а могла дышать вполне свободно и выбирать те дела, которые делают ее счастливой и значимой.

Мера дисциплинарных воздействий подбирается индивидуально, с учетом возможностей и привычек каждой семьи: ребенка нужно хвалить и подталкивать, другую выслушивать и заманивать, — родительская интуиция и любовь пополам с уважением делают свое дело. Но существуют также вполне рабочие методы, которые помогают укрепить самостоятельность, ответственность и удовольствие от учебы, даже если речь идет о ненавистную алгебру. Подробнее про мотивирующую школьную валюту читайте на страницах нашего специализированного сайта.

Конечно, в результате ребенок не будет целовать учебник, но ее знания и уверенность в себе могут заметно вырасти.

yak_motivuvati_ditinu_do_navchannya2.jpg (16.29 Kb)

  • Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах.Если домашнее задание для первоклассника записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то до средней школы нужно донести до ребенка, что учеба — это ее работа. Ее будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как язвительно контролируют ребенка, будто ее обучение — это мамина дело и мамина честь. Не впадайте в панику из-за детские промахи в учебе, и не бросайтесь спасать ребенка своими крепкими руками — тогда ребенок почувствует ответственность всерьез. И почувствует гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сама.
  • Не забывайте о пряниках. Часто родители размахивают кнутом и применяются карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты — это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секции и факультативы, различные интересы, которые ребенок приносит из школы. Ранее дочь делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает до восьми? — Несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для нее что-то хорошее, просто, чтобы отметить какое-то школьное достижение. Это не подкуп — просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами.
  • Научите ребенка в различных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по биологии? — Помогите выбрать такую тему, от которой ребенок загорится. Скучно на геометрии? — Зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? — Зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.
  • Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» — И пошел играть в Лего, или клеить танчики. Награда — это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство выполненного долга, — научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду раньше, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!
  • Замечательный метод справляться с монотонной работой — разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовлетворения будет расти, пока ученик все не закончит.
  • Хороший рабочий способ усилить учебную мотивацию — это связать обучение с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. Дальше мозг уже сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда обучение — это уже не тяжкий труд с постным лицом, а рабочее пространство возможностей и радостных находок!