40 миллионов россиян оказались за бортом кремлевского «праздника жизни»

Если вы не знаете, кто такой Моргенштерн, не стоит гуглить.

Видеоблоггер и рэпер стал топовым медийным персонажем и богачом, соединив вроде бы несоединимое – эпатаж, протест и успєшний успєх.

Зачем нам вообще говорить о российского Музыканта года-2020?

Подсказка – подписки ваших знакомых подростков в Instagram и YouTube. Его популярность заставила ныть даже… Потапа!

Оказывается, это из-за таких как Моргенштерн честный шлак украинского шоубиза не попадает в тренды отечественных соцсетей.

Родители подростков ужасаются примитивности текстов и неоліберальності посыла. «Делай деньги, не сделал  лох, систему не изменить, выкручивайся как можешь«, – краткий пересказ найхітовішої творчества. Жизненная судьба – классическое «был Иваном, а стал господином». Политическое сознание – на уровне Путин и Навальный оба «красавчики».

В примитивности текстов, как по мне, не стоит акцентировать. Это характерная черта поп музыки как таковой, которая апеллирует прежде всего к эмоциям. Кстати, Все песни Моргенштерна доступны на страницах нашего специализированного сайта.

Смысловой ряд о «бабки-бабки-бабки» по сути не отличается от «любовь-любовь-любовь».

Интереснее вопрос – почему именно Моргенштерн, почему такая популярность, почему именно сейчас?

Как по мне, это идеальный протестный герой для современного молодого поколения. Он каналізує подростковое бунтарство и не столько воплощает ценности этого поколения, сколько показывает его возможности. Как в анекдоте, где наши родители с интернетом на вы, мы – на ты, а наши дети – на «пошел на…»

Именно возможности цифрового мира (а также мира с открытыми границами и достаточно мобильного) формируют новую ментальность, которая влияет – а со временем будет влиять еще больше – на общественные и политические процессы.

Поколение міленіалів (рожденных в 1980-1990-х) в детстве знал только одну реальность – ту, которая их окружала, которую было сложно изменить и от которой некуда было деться.

Во взрослом возрасте это побудило создавать что-то материальное вокруг себя – в основном зону комфорта в пределах собственной квартиры. Иногда – социальные изменения.

Поколение зуммер (рожденных в 2000-х) имеет волшебный экран, в котором можно увидеть жизнь, иначе, чем в твоем районе. Туда легко убежать.

Более того, там можно создать свой мир, который имеет шансы стать настолько популярным, чтобы влиять на оффлайнову реальность и мир взрослых.

Ради этой колонки я подосліджувала, что же сейчас происходит в российской эстраде – на фоне чего так взлетел Моргенштерн?

Интересная тенденция: мастодонты, типа Баскова, снимают клипы с тіктокерами. Ради увеличения количества просмотров, ведь музыкальные клипы сейчас монетизируется через рекламу в них. Точка входа в музыкальный бизнес стала доступной и демократичной, как никогда.

Моргенштерн, хоть и поет рэп, по духу панком и трикстером. Он остроумно стьобеться с себя и мира вокруг, искренне кайфует от своего творчества, но не протестует против чего-то всерьез. Того, что ему не нравится, он может просто избежать.

Западные панки 1970-х и неформалы в СССР выбирали между респектабельным жизнью и социальной смертью.

Или работаешь, женишься, ходишь в церковь или на партийные собрания – или бунтуй в гетто, спи в собственном блювотинні пока не споважнієш, пострижешся и станешь как все.

Или пока не умрешь (отсюда пренебрежение к собственному телу, буржуазных ценностей и тд).

Современные (пост)бунтари выбирают между жизнью, которая им не нравится и таким, которое нравится. Их бунт не ведет к маргинализации, а к личному успеху.

Выгнали из университета (где и так дают устаревшую образование), набил себе тату на лбу, чтобы не взяли на «нормальную» работу (официантом или клерком) – завел YouTube заработал миллионы. Идеальный протестный герой молодого поколения не борется за масштабные социальные изменения – не видит необходимости. Он панкує, дуркує, и красиво устраивает собственную жизнь.

Нестабильность рынка труда, короткие рабочие контракты и общая прекарність, которая набирает обороты в неолиберальных и цифровізованих экономиках, создает спрос на такие истории успеха.

Легко сделать вывод, что это просто сказка, очередной успокаивающий «опиум для народа».

Яндекс.Метрика