Что такое зеркальные нейроны?

Когда я впервые услышал о зеркальных нейронах, я не мог поверить, что они действительно существуют. И все же они имеют смысл на несколько расплывчатой основе. Проще говоря, эти нейроны в вашем мозге отвечают за то, что вы имитируете поведение кого-то другого, и имеют решающее значение для нашей способности учиться. Но как мы узнали об их существовании, и куда мы движемся с нашими исследованиями в них?

Представьте, что протягиваете руку и берете чашку с водой. Зеркальный нейрон реагировал бы аналогичным образом, когда вы сами берете чашку или когда наблюдаете, как кто-то другой берет чашку. Эти нейроны срабатывают как тогда, когда человек выполняет действие, так и тогда, когда человек наблюдает, как кто-то другой выполняет то же самое или похожее действие. Эти удивительные клетки были впервые обнаружены в мозге макаки в 1992 году. В ходе последующих исследований визуализации мозга в нескольких областях человеческого мозга (называемых “системой зеркальных нейронов») была обнаружена активность, соответствующая активности зеркальных нейронов.

Их открытие было встречено с большим волнением и энтузиазмом. Внимание, которое они привлекли, очевидно как в научной литературе, так и в популярных средствах массовой информации. В одном обзоре, опубликованном в Журнале естественных наук, биологии и медицины , зеркальные нейроны были названы “одним из самых важных открытий в неврологии последнего десятилетия”. Что более поразительно, так это то, как часто на это открытие ссылаются или используют для объяснения различных явлений. Быстрый поиск в PubMed или Google выдаст кажущийся бесконечным список статей и исследований об этих нейронах в различных контекстах. Во многих из этих случаев есть утверждения о том, что зеркальные нейроны являются причиной или основополагающим объяснением какой-то научной тайны.

Зеркальные нейроны в научном сообществе

Существует множество теорий, касающихся роли зеркальных нейронов https://psy2you.ru/ в социальном взаимодействии человека и других сложных формах человеческого поведения. Во многих отношениях развитое социальное познание — это то, что отличает человечество от всех других живых организмов на Земле. Зеркальные нейроны считаются движущей силой “большого скачка вперед” в эволюции человека и ключом к пониманию социального познания. Большая часть энтузиазма, связанного с этой идеей, может быть отнесена к ее потенциалу объяснения сложного человеческого поведения.

Тем не менее, заявления о роли зеркальных нейронов в поведении человека были встречены со скептицизмом и тщательным изучением. Грегори Хикок из Центра когнитивной неврологии Калифорнийского университета выступил против некоторых из этих популярных теорий. Он выделил некоторые недостатки, лежащие в основе ассоциаций, созданных между зеркальными нейронами и сложным человеческим поведением. Во-первых, важно понимать, что существование зеркальных нейронов у людей, как у макак, не было окончательно доказано. Он также указывает на интересный парадокс в рассуждениях, используемых в современной теории зеркальных нейронов: многие уникальные человеческие формы поведения, которые не проявляются у обезьян, такие как подражание и сопереживание, связаны с активностью зеркальных нейронов, хотя у людей не было убедительно доказано наличие зеркальных нейронов. Согласно Хикоку, предположения, которые предполагают связь между системой зеркальных нейронов человека и когнитивными функциями высшего порядка, слишком сильно зависят от предположений и поддерживаются небольшим количеством эмпирических данных.

Как указывает сам Хикок, использование зеркальных нейронов для руководства исследованиями на людях может иметь смысл, но базовые предположения, используемые при формулировании этих теорий, сначала должны быть подтверждены. Особенно когда большинство эмпирических данных о зеркальных нейронах получены от модельной системы, обезьяны макаки, а не от людей.

Зеркальные нейроны в мейнстриме

Дикие предположения могут быть более захватывающими, чем проявление некоторого здорового скептицизма. Реакция общественности на открытие зеркальных нейронов на протяжении многих лет служит интересным примером для наблюдения за тем, как новые научные открытия изображаются популярными средствами массовой информации. По мере того, как они попадают в мейнстрим, описание новых открытий или идей естественным образом переходит от рецензируемых исследований к научно-популярным статьям и блогам. И во время этого перехода научные идеи часто подвергаются чрезмерной шумихе и редукционизму.

В вирусном ролике, который появился в начале этого года, были замечены два игрока НБА, двигающиеся совершенно синхронно, когда они прыгали, чтобы украсть мяч. Подобные случаи (например, игроки, прыгающие, чтобы защитить удар, или наклоняющиеся, чтобы завязать шнурки на ботинках в идеальном унисоне) заставили людей искать возможное объяснение. Согласно статье, опубликованной в Popular Science, зеркальные нейроны могут быть причиной этой загадочной синхронизации. Для поддержки этой идеи был использован вклад эксперта в этой области Марко Якобони. Якобони, психиатр из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и давний защитник роли зеркальных нейронов в социальном познании, утверждает, что зеркальные нейроны лежат в основе этого синхронизированного поведения. В целом, история беззаботна и не содержит диковинных заявлений о функциональной значимости зеркальных нейронов. Тем не менее, это иллюстрирует тенденцию к чрезмерному упрощению научных концепций в средствах массовой информации. Краткое и удобоваримое описание зеркальных нейронов представлено в паре предложений. В заявлениях нет ничего ложного, но, основываясь на информации, содержащейся в статье, есть много возможностей для неправильного толкования.

Изображение новых научных открытий в популярных средствах массовой информации слишком часто упрощено. При чрезмерном упрощении результаты фактического исследования неизбежно будут преувеличены и растянуты, чтобы вписаться в любой контекст. Что касается конкретно зеркальных нейронов, проблема заключается в том, что механизм, с помощью которого они, как предполагается, функционируют, относительно интуитивно понятен и его легко понять (по крайней мере, на первый взгляд). Кажется, что это идеальные ингредиенты для шумихи и редукционизма. Упрощенное описание зеркальных нейронов освобождено от ограничений, установленных (в настоящее время) ограниченными эмпирическими данными для поддержки их функции у людей.

Некоторые предположения о функциях зеркальных нейронов в повседневной человеческой деятельности кажутся особенно амбициозными. Согласно одной статье, опубликованной в Branded Equity, зеркальные нейроны могут объяснить тенденцию людей делать больше покупок на Рождество. Когда мы видим, как другие совершают покупки, наши зеркальные нейроны побуждают нас начать делать покупки самим. Розничные торговцы, которые овладели искусством запускать наши “торговые зеркальные нейроны”, вовлекают нас в шопинг-увеселения. Забудьте об экспериментах, проверяющих активность зеркальных нейронов посредством тщательного наблюдения за обезьянами, выполняющими простые хватательные задачи. Наши зеркальные нейроны, по-видимому, даже способны запускать сложные каскады безумных покупок.

В такого рода научно-популярных статьях недостатка нет. Что касается конкретно зеркальных нейронов, редко когда упоминается, что еще предстоит найти убедительные доказательства существования этих клеток в человеческом мозге. Еще труднее найти критиков, таких как Хикок, теорий зеркальных нейронов. Тем не менее, открытие зеркальных нейронов остается основополагающим открытием в области неврологии. Правда, все еще существует разрыв между подтверждающими эмпирическими данными и заявлениями о роли нейронов в высших социальных познаниях людей. И, возможно, статьи в средствах массовой информации могли бы предложить более точные способы представления зеркальных нейронов общественности. Возможно, это просто естественная реакция на новые и захватывающие научные открытия. Как бы то ни было, человеку остается поглощать все эти дикие предположения и ждать следующего исследования, которое позволит воображению разгуляться еще больше.